На фото: Ирина Рогова со своим изделием. Фото Павла Никитина.
Угличский волонтер Ирина Рогова совместила несколько функций в военном снаряжении, широко используемом в СВО.
На фото: Ирина Рогова со своим изделием. Фото Павла Никитина.
Когда Ирина Рогова работала во времена своей юности закройщицей в Угличском ателье по пошиву женской одежды, не думала, что ей, любимице местных модниц, придется применить свои таланты в военной сфере.
Первым шагом к этому стало возвращение в родной Углич после многолетнего проживания в Москве, где ее муж, кандидат технических наук Григорий Рогов, работал директором в крупной международной компании, связанной с производством сыра. Когда работа в Москве завершилась, супругу предложили возглавить Всероссийский научно-исследовательский институт маслоделия и сыроделия (ВНИИМС), расположенный в Угличе, тот самый институт, который он покинул четверть века назад с поста завлаба. Так они оба вернулись на родину.
Вторым шагом Ирины к военной сфере стал ее приход в волонтерское движение «Надежный тыл 76». Сначала она вязала маскировочные сети, потом стала шить тактические гамаши, маскировочные халаты, подсумки для тактических носилок и многое другое.
В череде швейных дел однажды очередь дошла и до «пятиточников». Вы, наверное, видели на кадрах военных хроник, что у бойцов на уровне бедер висит полукруг, прикрывающий «пятую точку». Эту амуницию на фронте по-простому зовут «поджопниками». Сидушки защищают бойца от холода при длительном сидении на земле.
Угличские волонтеры начали с изготовления стандартных «пятиточечников». Потом по примеру других стали во внутрь сидушек внедрять носилки из строп. Но бойцы остались недовольны новшеством, написали, что при буксировке раненого стропы цепляются за неровности. Не годится, словом. Устранять недостаток взялась Ирина. Несколько вариантов решений испробовала, остановилась на том, который вы видите на фото. Стропные носилки заменила на сплошные из плотной маскировочной ткани. Придумала, как сделать, чтобы сидуху можно было в случае необходимости легко и быстро трансформировать не только в волокушу для транспортировки раненых, но и лежак на привале или в засаде Изделие стало многофункциональными! Очень полезным и нужным! И при всем том получилось изящным, красивым. С фронта пришли от бойцов отклики: «То, что надо! Ждем таких изделий!»
Надо ли говорить, как радовалась Ирина Рогова положительным откликам с фронта! И муж с ней разделял радость. Он для ее «Надежного тыла 76» смастерил стеллаж солидных размеров для хранения изделий.
— Не так много трудов. В три дня уложился ! – говорит Григорий Рогов. – Люблю работать с деревом.
Специальная военная операция на Украине поставила перед отраслью, в которой трудится Григорий Рогов задачу закрыть проблему сухих молочных продуктов. Они и раньше нам были нужны, с учетом бескрайних просторов российского Севера, куда проблематично доставлять свежие продукты. А с началом СВО потребность в новых видах пищевых изделий, которые можно легко и быстро восстановить силы после похода или боя, выросла в разы. Институт, который возглавляет Григорий, как раз занимается этой проблемой.
Когда Григорий рассказывает о своей жене в его голосе звучат нотки гордости. Конечно, он вспоминает прежде всего молодые годы, когда Ирина работала закройщицей. Ведь не было бы у нее этого опыта работы не было и волкуш, ее изобретения.
— К Ирине на пошив месячная очередь стояла, вспоминает Григорий. – Знали: и ткань нужную выберет, и покрой оригинальный придумает, и цветовую гамму верно подберет. Очень творческий человек!
Слушая Григория, вспомнил конструктора АК 47 Михаила Калашников. В начале девяностых мне, тогда корреспонденту журнала «Огонек», Калашников дал большое развернутое интервью – это было первое публичное появление на страницах российской прессы прежде засекреченного конструктора. Мы долгие годы дружили. Я даже был приглашен конструктором на банкет в Ижевск по случаю его 75 –летнего юбилея. И вот судьба мне вновь подарила счастливый случай первым рассказать о женщине, которая сконструировала новый вид амуниции. Конечно, автомат и волокуши разные уровни конструирования. Их влияние на судьбы военных действий несопоставимы. Но мелочей на войне не бывает. Здесь все важно, в том числе, как и во что одет солдат, насколько удобна и функциональна его амуниция.
Очень хочется, чтобы российские бойцы, знали автора нового военного изделия. Вспоминали при случае Ирину Рогову из Углича теплым словом. Ее помощника и вдохновителя мужа Григория, и, конечно «Надежный тыл 76» дом, объединивший в одну дружную семью энергичных и болеющих за судьбу Отчества людей.