Изображения галактики Андромеды основаны на данных, полученных с космического телескопа НАСА «Спитцер».
На снимках, сделанных космическим телескопом НАСА «Спитцер», потоки пыли длиной в тысячи световых лет направляются к сверхмассивной черной дыре в центре галактики Андромеды. Оказывается, эти потоки могут помочь объяснить, как черные дыры, масса которых в миллиарды раз превышает массу нашего Солнца, удовлетворяют свои большие аппетиты, сообщает «scitechdaily».
По мере того, как сверхмассивные черные дыры поглощают газ и пыль, вещество нагревается непосредственно перед тем, как упасть внутрь, создавая невероятные световые шоу — иногда ярче, чем целая галактика, полная звезд. Когда вещество потребляется в виде сгустков разного размера, яркость черной дыры колеблется.
Но черные дыры в центре Млечного Пути (родной галактики Земли) и Андромеды (одного из наших ближайших галактических соседей) являются одними из самых тихих пожирателей во Вселенной.
То небольшое количество света, которое они излучают, существенно не меняется по яркости, что говорит о том, что они потребляют небольшой, но постоянный поток пищи, а не большие скопления. Потоки приближаются к черной дыре понемногу и по спирали, подобно тому, как вода закручивается в водовороте.
Моделирование показало, что небольшой диск горячего газа может сформироваться рядом со сверхмассивной черной дырой и непрерывно питать ее. Диск может пополняться и поддерживаться многочисленными потоками газа и пыли.
Тем не менее, исследователи также обнаружили, что эти потоки должны оставаться в пределах определенного размера и скорости в противном случае вещество упало бы в черную дыру неправильными сгустками, вызывая еще большую флуктуацию света.
Когда авторы сравнили свои выводы с данными, полученными с помощью телескопа «Спитцер» и космического телескопа НАСА «Хаббл», они обнаружили спирали пыли, ранее идентифицированные «Спитцером», которые соответствуют этим ограничениям. Исходя из этого, исследователи пришли к выводу, что спирали питают сверхмассивную черную дыру Андромеды.
Это отличный пример того, как ученые пересматривают архивные данные, чтобы узнать больше о динамике галактик.